Добровольная ликвидация компании выгодна не всем и не всегда. Как правило, выйти с достоинством (и не растраченными финансами) из этой ситуации удается немногим.
Добровольная ликвидация компании выгодна не всем и не всегда. Как правило, выйти с достоинством (и не растраченными финансами) из этой ситуации удается немногим. Предприниматели используют различные схемы сравнительно честного закрытия бизнеса, одна из них - присоединение или слияние с другой компанией.
Плюсы ликвидации через слияние
Если собственник не до конца уверен в чистоте своей компании и абсолютной достоверности сданной бухгалтерской отчетности, добровольная ликвидация грозит проблемами с налоговой. Одним из вариантов избежать этих проблем является реорганизация через слияние со специально созданным для таких целей фиктивным юридическим лицом.
Некоторые собственники прибегают к присоединению к некой технической компании. Иногда у подобных фирм количество присоединенных юрлиц доходит до нескольких десятков.
Процесс поглощения или слияния компаний регламентирует ст. 57 ГК РФ, а также ст. 50 НК РФ. Процедура “ликвидации” через слияние или присоединение позволяет внести запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в результате реорганизации. Процесс носит уведомительный характер и не требует получения разрешений. Как правило, выбираются юрлица, зарегистрированные в другом регионе.
Плюсы этой схемы:
- отсутствие необходимости подробно отчитываться перед ФНС - достаточно промежуточного бухгалтерского баланса
- обязанность платить налоги и штрафы, начисленные закрытой компании, переходит к правопреемнику
- универсальное правопреемство - долги закрытого предприятия больше за ним не числятся
- умеренная стоимость
- директор и учредители не имеют отношения к компании, образованной путем слияния или присоединения, не несут субсидиарной ответственности
Схема привлекает кажущейся прозрачностью и легкостью решения. Менее легкомысленные предприниматели выбирают для присоединения юрлица, не обремененные присоединенными ранее фирмами. Таким образом они надеются не привлекать повышенное внимание надзорного органа к проведенной реорганизации. Стоимость такой услуги, как более надежной, возрастает в 2-3 раза.
Минусы ликвидации через слияние
Практика защиты интересов наших клиентов в суде показывает, что желание «оптимизировать» налоги через присоединение или слияние компаний часто приводит к нежелательным последствиям. Процесс может выйти из под контроля. Это долго, дорого и ненадежно.
Минусы и риски:
- схема вызывает пристальное внимание налоговиков
- дорогое решение при отсутствии гарантий успеха
- каждый этап процесса требует внесения очередных авансовых платежей за услуги нового «компаньона»
- если налоговый инспектор распознает фиктивный характер реорганизации вашего юрлица, налоговые проверки гарантированы, директор и учредители могут быть привлечены к субсидиарной ответственности
- не исключены риски обнуления деклараций по НДС, которые повлекут доначисления по налогам для ваших контрагентов
- процедура может затянуться, особенно если налоговая решит нанести визит для проверки текущей финансовой отчетности
Как видим, недостатков подобная «серая» схема имеет больше, чем преимуществ. При этом любой из мнимых плюсов в любой момент может превратиться в жирный минус. Использование законной возможности быстро провести слияние компаний не для дальнейшего развития бизнеса, а с целью избежать ответственности, чревато крупными неприятностями.
В заключение
Многие прибегают к следующему способу закрытия компании: сдают нулевую отчетность в течение трех лет. В этом случае к моменту ликвидации компании налоговая уже не сможет предъявить вам претензии и доначислить налоги. Этот способ требует сохранять контроль над фирмой, регулярно формировать и отправлять отчеты в ФНС и внебюджетные фонды, продлевать договор аренды и получать почту. Это бывает не всегда приемлемо для тех, кто хочет двигаться дальше, развивать другие направления бизнеса.
Как грамотно избавиться от лишних обязанностей - рассмотрим в наших следующих публикациях.
Подобрали для вас еще полезные статьи
из раздела “
Консалтинг”
Финансовый и управленческий учеты: зачем и для чего?
По статистике 70% предпринимателей закрывают свой бизнес в первый год работы. Происходит это не из-за большой конкуренции, а по неумению грамотно использовать один инструмент.
Читать статью
Доверенность, выданная директором — подводные камни
Генерального директора через доверенности становится обыденностью, от которой не ожидают неприятностей. Однако недостаток внимания к этой сфере может привести к значительным рискам для компании.
Читать статью
Проблемы принятия решений и как с ними справиться
Даже человек, сделавший успешную карьеру и построивший свой бизнес, может испытывать страх в момент принятия решений.
Читать статью
Чек-ап по недвижимости
Собираетесь арендовать склад или особнячок, покупаете недвижимость для бизнеса? Предлагаем чек-ап - что надо проверить, чтобы не разориться.
Читать статью